♫ Дети учатся говорить, подражая взрослым. Чем больше звуков вы будете издавать в их присутствии, тем скорее они научатся говорить. Обращаясь к ребенку, говорите ясно и понятно. Разговаривать с детьми нужно медленно и спокойно, часто называя разные предметы, повторяя слова. Важно, чтобы ребенок приучался слушать вас и делать то, что вы предлагаете. Учите называть части тела людей и животных.
♫ Для тренировки десен и челюстей полезно жевать твердую и плотную пищу. Пустышку лучше убрать от ребенка не позже полутора лет. До этого возраста применение пустышки считается, в общем, безвредным. У детей, которые сосут пустышку до 3-4 лет, могут впоследствии возникнуть проблемы со строением лицевого скелета, с речью.
♫ Ведите с ребенком диалог, не пытайтесь говорить за него. Вместо того, чтобы просто подать ему какую-то вещь в ответ на жест, поговорите с ним: «Хочешь мячик? Какой большой мячик! Попробуй повторить: «мячик».
♫ Если ребенок пытается произнести слово, наградите его улыбкой или погладьте по голове и повторите это слово еще раз.
♫ Взрослым лучше не употреблять слова из «детского языка», на котором говорит ребенок («ава» вместо собака), чтобы не задерживать развитие речи ребенка.
♫ Не нужно слишком педантично исправлять произношение ребенка. Этим вы отобьете у него всякое желание говорить. Лучше повторить слово громко, но правильно. Тогда ребенок поймет, что вас интересует не только то, что он говорит, но и как он говорит.
♫ Не нужно требовать от него, чтобы он говорил: «Скажи!». Создайте такую ситуацию, чтобы у ребенка возникла насущная потребность пользоваться речью. Попробуйте перевести язык жестов и мимики в слова. Это будет стимулом для развития речевого общения.
♫ Мама может комментировать свои совместные с малышом действия: «Сейчас пойдем гулять. Неси свою одежду. На улице холодно, наденем теплый свитер». И так далее. Но есть правило «Одного слова»: взрослый говорит ребенку столько слов, сколько умеет ребенок, плюс одно. Помните, что ребенку нужно многократно услышать слово (по некоторым данным - до 160 раз), чтобы усвоить его и начать произносить.